Об иркутских татуировщиках, омских рейверах и самых скандальных сибирских художниках
Если попросить Google найти документалки о Сибири, то он выдаст подборку фильмов о тайге, лесах и снеге. Мы собрали непохожие друг на друга документальные картины, которые расскажут о Сибири чуть больше, чем вы наверняка знаете.
Russian Tattoo Tour

В 2015 году тюменский татуировщик Herman IX вместе с видеооператором Степаном Ветошниковым за два месяца на поезде проехали путь от Калининграда до Владивостока, побывав в общей сложности в 15 российских городах. В течение этого 60-ти дневного тура Герман бил татуировки и общался с местными мастерами, а Ветошников документировал. За всю поездку Герман сделал 94 наколки, а по возвращению вместе они смонтировали и выпустили двадцатиминутный документальный фильм о тату-культуре в России.

Индустриальные пейзажи в Russian Tattoo Tour сменяются разговорами о философии татуировки и технических особенностях процесса, всю картину пронизывает дорожная романтика плацкартных вагонов. В итоге у Степана с Германом получился не только атмосферный, но и познавательный видеоряд — своеобразный альманах российской тату-культуры. В фоне саундтрек, написанный московским продюсером Raumskaya.



The Coldest City on Earth

С первых секунд The Coldest City on Earth завораживает невероятными ландшафтами — в кадре Якутск, самый холодный город на Земле, и его окрестности. Температура тут может упасть ниже −70C° — птицы в таких условиях замерзают на смерть в полете. Местные жители рассказывают о своем быте в зоне вечной мерзлоты: о преимуществах собачьей упряжки перед машиной, способах спасти замерзший двигатель и организовать незабываемое свидание на свежем воздухе в −40C°. В фоне играет мелодия, записанная на якутском народном инструменте — хомусе. На пятой минуте герои начинают жаловаться на чувствительные зубы, и только тогда становится понятно, что это реклама зубной пасты. Зато какая.



Новосибирск 1987

Это последняя профессиональная документальная картина о Новосибирске в советскую эпоху. Фильм оцифрован с кинопленки 35 мм и отреставрирован в «Новосибирсккиновидеопрокате» энтузиастами — Анатолием Антоновым и Станиславом Шубертом. Такой подарок они преподнесли городу к его 125-летию.

Самолет «Аэрофлот» садится в аэропорту Новосибирска, затем закадровый голос начинает свой рассказ об истории и достижениях города: от производства олова и высокотехнологичной техники до демографических успехов. Новосибирцы празднуют Первомай под испанскую «Venceremos», занимаются наукой в Академгородке и выстраиваются в очередь в театры и музеи. Это город-утопия на пороге распада СССР. Осторожно, если досмотреть до конца, может возникнуть ностальгия по советскому прошлому.



55

«55» — документальный фильм Дениса Меркушева, занявший первое место на фестивале BE IN OPEN FILMS 2018. Сюжет незамысловатый — герои картины готовятся к съемкам, параллельно рассуждая о своей alma mater, Омской школе дизайна, модной индустрии в родном городе и о том, как творчество помогает им выжить в серой реальности.

Дизайну в Омске учат с 1977 года — тогда еще Институт сервиса стал первым в Западной Сибири готовить дизайнеров. Из 40 выпускников ежегодно в Омске остаются единицы. Большинство покидает город, чтобы работать на известные бренды вроде Alena Akhmadulina и Ulyana Sergeenko или развивать собственные марки.

В «55» город и творчество неотделимы друг от друга, хотя порой и кажутся антагонистами. Одежда и макияж моделей выглядят инородно в выбранных для съемок локациях: заброшенном здании, учебной аудитории и типичном частном секторе. Резкий контраст подчеркивает главную мысль всего ролика — именно городская повседневность сформировала ту «омскость», что не поддается формальному определению и выделяет омских дизайнеров среди прочих.



Синие носы. Из Сибири с любовью

«Синие носы» — скандальный сибирский арт-коллектив во главе с Вячеславом Мизиным и Александром Шабуровым. Он образовался почти стихийно еще в 1999 году и прославился своими перформансами и ироничными DIY-видео. Творческое кредо группы — «на коленке» создавать искусство, понятное «и пионерам, и пенсионерам».

Работы «Синих носов» отличаются эпатажностью, оттого неоднократно становились объектами пересуд. Самые громкие разборки общественность во главе с Министерством культуры устроила вокруг фотопроекта «Эра милосердия» — для 2004 года сюжет с целующимися милиционерами оказался слишком смелым. В фильме «самые запрещенные художники России» рассуждают о девиантности творчества, «тяп-ляп» искусстве, академическом образовании и типичных реакциях публики.



В открытую

Документальная картина нижегородского художника Никиты Nomerz — это полноценное исследование и своеобразная энциклопедия отечественного стрит-арта в регионах: от Екатеринбурга до Красноярска. Фильм буквально по кусочкам собирали в течение шести лет.

В проекте приняли участие более 60 художников со всей страны. Их снимали за работой, в мастерских, дома, на улицах, спрашивали о том, почему они занимаются уличным искусством, об их отношениях с местными властями и горожанами. В фильме в деталях обрисовано за кулисье: от создания эскизов до внутренней кухни выставочных проектов. В то же время становится понятно, что в целом происходит со стрит-артом в России. Естественно, затронуты острые темы легализации и коммерциализации, но однозначных ответов на спорные вопросы создатели не дают.


Разлом

Фильм «Разлом» в 2012 году сняли два фотографа из Новосибирска — Елизавета Дремова и Юлия Алтухова. Герои картины — молодые люди разных профессий и с разными увлечениями. Объединяет их лишь то, что все родились в девяностые.

Структурно фильм довольно прост — он разделен на три части: «Поколение», «Общество» и «Россия». Герои отвечают на вопросы о себе, сверстниках, своем прошлом и настоящем, поднимая самые разные темы: от отставки Ельцина и экономического кризиса 1998-го года до игровых приставок и самодельных анкет. Их ответы — коллективное ностальгическое рассуждение об обществе тогда и сейчас, гражданской ответственности и национальной идентичности. На заднем плане Дремова и Алтухова крутят архивные фото, кадры из «В мире животных» и «мультиков с трех до пяти по СТС».


Озарение

Феликс Келевра и Александр Стабровский сняли «Озарение» в Омске в 2016 году. Получилось простое и честное кино о местной клубной культуре. В нем диджеи, промоутеры, продюсеры, рейверы и просто прохожие отвечают на вопросы о том, что такое рейв и есть ли он в Сибири. В перерывах — видеохроника из омских клубов под классическую музыку. «То, о чем идет речь в фильме — неотъемлемая часть повседневной жизни. Это та ее часть, что пытается преодолеть обыденность и скуку современного общества», — комментируют авторы проекта. Стоит посмотреть, чтобы узнать, что из себя представляет нестоличная клубная жизнь со всеми ее провинциальными особенностями: запоздалой модой на трэп и EDM, техно-вечеринками в кабаках и нехваткой разборчивой аудитории.