«Ужин будет в 7»: Ностальгическое размышление о времени в синих тонах

Цианотипия, аудио и семейный фотоархив


Анастасия Безвершук — художница и куратор из Красноярска. Она не только создает собственные художественные работы и участвует в групповых выставках, но и выступает в качестве куратора на различных выставочных проектах в Музейном центре «Площадь Мира». Например, недавно открылась выставка «Трогательные создания» с мягкими игрушками, сделанными руками детей и профессиональных художников, а экспозиция «Ух-ты, да это же Андрей» вошла в лонг-лист номинантов на премию Сергея Курехина. Художница работает в разных техниках; кроме привычных скульптуры и графики, в творческом арсенале Анастасии — цианотипия, монохромная фотопечать, изобретенная в середине XIX века, в результате которой получаются изображения насыщенного голубого оттенка.


Цианотипией художница занялась в разгар ковида: «Я проводила много времени на даче, и мне хотелось запечатлеть эту хрупкость природы, мимолетность лета, и как-то случайно наткнулась на работы в технике цианотипии в интернете». С тех пор цианотипия стала частью художественной практики Анастасии — от создания собственных работ до проведения мастер-классов.

В 2023 году Анастасия вместе с медиахудожницей Любовью Винк создали аудиовизуальную инсталляцию «Ужин будет в 7». «Мы с Любой Винк готовили международный проект, и хотелось рассказать о чем-то понятном людям, невзирая на национальные различия, — рассказывает художница. — Ковид помешал его осуществлению, но спустя несколько лет проект трансформировался с моей стороны, и появилась история хрупкого благополучия и эмиграции семьи». За визуальную часть отвечала Анастасия, а Любовь Винк создала аудиосопровождение.

«Ужин будет в 7» — ностальгическое размышление-воспоминание о быстротечности времени, семейной истории и разрыве связей. «В детстве у меня был большой дом, большой обеденный стол, за которым собиралась вся семья на ужин», — рассказывает художница. После распада СССР ее семья эмигрировала из Казахстана в Россию — все разъехались по разным городам, близкие связи прервались. В течение нескольких лет Анастасия еще могла возвращаться в тот дом к своим бабушке и дедушке, пока они не продали его и не уехали вслед за остальными.

«В мой крайний визит, спустя много лет, я прошла по местам моего детства. Все вокруг заросло травой и деревьями, от детского сада остался только скелет в виде бетонных перекрытий, а арык, в котором мы купались все детство, был похож на непроходимые леса реки Амазонки. Я подходила к дому, пыталась заглянуть через забор, смотрела, остались ли в саду мои яблони, а в цветнике бабушкины розы. Я очень хотела туда зайти, но могла только смотреть со стороны», — делится художница.

Художественные объекты представлены в виде отпечатков цианотипии на ткани. На скатерти, которая накрывает стол, напечатана посуда и все то, чем обычно сервируют стол к ужину, на настенных полотнах — фотографии из семейного архива. В проекте художница использовала фотографии из семейного архива разных лет, печатала их в технике цианотипии и дополняла их вышивкой. По задумке художницы, вышивка нитками и бисером — это имитация воды, рыбьей чешуи, их блеска. В этом заключается неочевидная отсылка для людей, не знакомых с бытом Центральной и Средней Азии. На одной из работ есть типичное для Казахстана гидротехническое сооружение в виде небольшого оросительного канала — арык. «Для меня это выставка про время, которое как река. Там есть арык, а это про воду. Про разорванные связи — дети, которые сидят на крыльце, как рыбы, расплылись в реке, а на самом деле разъехались в разные города».