«Аудиопортреты»: Генеративный арт-проект с участием нейросети, художника и случайных людей

Тренировка быстрого восприятия случайного шума, текста и голосов


Константин Росляков — художник, перформер и музыкант родом из Тюмени, основатель галереи «Ветерок», участник лаборатории симультанного перформанса в Тюмени, лаборатории паблик-арта в Красноярске, спецпроектов пятой и шестой Уральских индустриальных биеннале современного искусства, проекта «Nemoskva», резиденции «Биостанция» в Колтушах и других проектов в сфере современного искусства.


Константин работает в смешанной технике, сочетающей в себе различные аспекты визуального и аудиального. Он использует полевые записи, записи разговоров, звуки повседневных предметов и гул радиоволн и устройств для создания звуковых ландшафтов, дополняющих его визуальные работы. «Придерживаясь вектора объектно-ориентированной онтологии, я пробую примирить природное и техногенику как собственно часть природы. Уход от бинарных противоположностей, переход к многообразию и расширяющимся смыслам, ощущениям, чувствам, космизму и визионерскому видению нового образа жизни, основанное на технологическом подходе и идее возделывания почв, заключает в себе самоопределение переходного состояния возрождающегося "духа". Основной образ — радиоволна, ее вариации и переосмысления», — комментирует художник.

««Аудиопортреты» — это комплексный арт-проект, в создание которого художник вовлекает дополнительные творческие силы, как человеческие, так и техногенные. Проект состоит из текстов, сгенерированных нейронной сетью, замиксованых аудиотреков, воспроизводящих их чтение вслух, и портретов людей, читающих эти тексты. По словам Константина, «Аудиопортреты» — это тренировка быстрого восприятия случайного шума, текста и голосов, которые постоянно присутствуют в современном мире. «Итог — схватывание первичных образов и чувственная сингулярность, переходящая в лаконичный, но не завершенный вид, улавливание сути в бесконечном движении и изменении», — поясняет художник.

Тексты, сгенерированные нейросетью RuGPT-3 на основе пары случайных слов, изначально не имели никакого смысла и скорее были похожи на случайную компиляцию из образов, действий и описаний, но постепенно обретали смысл и значение при проговаривании вслух. К чтению текстов Константин привлекал знакомых знакомых — искал желающих через социальные сети. В итоге участниками стали преимущественно люди из культурной среды, но были и те, кому просто было интересно. Изначально художнику хотелось, чтобы это были люди с улицы, совершенно не знакомые с современным искусством, но впоследствии концепция естественным образом трансформировалась.

«Многие участники проекта подошли со всей ответственностью — зачитывали текст с выражением, обыгрывали нюансы», — рассказывает Константин. Впоследствии записи подвергались обработке: в треках голоса разрываются, меняются местами и повторяются, изменяя тон и ритм. Далее Константин рисовал портреты во время прослушивания аудиозаписей: «По сути это автоматическое рисование и фиксация образов, возникающих при прослушивании саундскейпов. Изначальная машинная составляющая рассыпается и трансформируется в рукотворное». Проект все еще не закончен — многие аудио так и не прошли обработку и не дополнены портретами.