«Артсело»: Как художница из Тюмени превратила деревню Нариманова в собственную граффити-экспозицию

От каталога деревенских домов до граффити-икон в арт-проекте Александры Мельниковой


Художница Александра Мельникова провела два с половиной года в селе Нариманова Тюменской области — за это время она создала акварельный каталог сельских домов, превратила свой двор в стрит-арт пространство, затем арт-интервенции затронули заброшенные коровники, гаражи и разрушенные заводы. В итоге получился проект «Арт-село» — яркая, декоративная стрит-арт рефлексия на тему деревенской жизни, родившаяся как попытка скоротать время в затворничестве в селе.







Получив высшее образование в тюменском филиале УралГАХА и прожив несколько лет в Кисловодске и Петербурге, Александра отправилась в Москву учиться в Британской высшей школе дизайна. В 2017 году ей пришлось вернуться в Тюмень, чтобы ухаживать за бабушкой, жившей в селе Нариманова с населением чуть больше тысячи человек. Там у Александры не было возможности надолго оставлять бабушку одну, поэтому из дома она выходила редко. Мельникова начала рисовать акварелью соседние дома — получился своеобразный каталог всех построек села. Когда стало тепло, захотелось вернуться к стрит-арту, но уйти далеко от дома было невозможно. Поэтому уличная часть проекта началась во дворе бабушкиного дома — с ярких, в духе поп-арта, портретов — в ход пошли фасады, гараж, газон и все, на чем можно было рисовать.

Вскоре Александра стала рисовать на заброшенных заводах и коровниках неподалеку. Когда появилась возможность выезжать в город, кислотные портреты начали появляться и на улицах Тюмени. «Но их быстро закрашивали», — признается художница, — «а в селе они есть, и когда исчезнут неизвестно». После отъезда Мельникова перенесла свои наработки в музейную среду: хулиганские портреты вошли в выставку проекта Nemoskva в Санкт-Петербурге, а также стали частью фестиваля «Морфология улиц» в Тюмени.





















Сейчас Александра продолжает работать с портретами, воспроизводя графичные, яркие и всегда эмоциональные лица на холстах, стенах, ткани и яичных скорлупках. «Для меня это небольшое хулиганство оттого, что они очень квирные получаются и обязательно цветные, немного крейзи. Иногда кажется, что это новые иконы. Такая иконопись 2020 года», — рассказывает художница.