Музыка на песке, песни для волчка и устрашающе милые танцы


Чем нам особо нравятся герои итогового выпуска рубрики «Альбомы Сибири и Дальнего Востока» за 2023 года, так это абсолютным ощущением, что все они рассказывают свою историю. Может, даже и не только свою, но какую-то общую, историю всех нас. Давайте пофантазируем, каким мог бы быть ответ обобщенного героя нашей рубрики на вопрос о том, как он/а провел/а этот год. Получилось бы что-то такое: «Довольно давно, примерно с начала прошлого года, такое ощущение, что все валится из рук, будто я ступил на самую короткую тропинку к сумасшедшему дому, что все самое главное постоянно оказывается сокрытым во второстепенном. В связи с этим в основном ниче не планирую — слушаю музыку на песке, пою песни для волчка, танцую устрашающе милые танцы, веду воображаемые беседы с египетскими эрудитами, что были выброшены рекой. Толком не могу понять, в чем конкретно дело — то ли в уютной нищете, то ли в любви во время вины. Но ясно одно — я очень стараюсь стать лучше, но, видимо, сейчас не лучшее время».

Ок, ок — можно собрать эти элементы в другом порядке, расставить другие тематические акценты. Но эмоции заголовков этих альбомов останутся теми же — растерянность, брошенность, потеря ориентиров в мире, слетевшем с катушек. Попытка опереться на творчество, на чувства — но в то же время и ощущение, что этого недостаточно. Впрочем, хватит обобщений — пусть песни скажут все за артистов. Вот 13 сибирских и дальневосточных альбомов, вместе с которыми нам было ощутимо легче пережить 2023-й. Скажем им за это огромное спасибо — а заодно поднимем бокалы за то, чтобы и в 2024-м была музыка, которая сможет поддержать и помочь. С наступающим!

иркутск

«Завтра ракета ударит в наш дом», — такой оптимистичный припев имеется для вас у иркутского коллектива Tesalado, встроенный в живой, многослойный альт-поп-звук. Tesalado лучше многих освоили искусство выразительного контрапункта — их музыка оптимистична, светла, полна трогательной мультяшной энергии, но в словах при этом разыгрываются непростые сюжеты, поданные с изрядной долей грустной иронии. Tesalado слишком ехидны и непоседливы, чтобы позволить себе настоящую чистосердечную трагедию, но это, в общем, и необязательно — сила тех историй, которые они рассказывают, ощущается и так.


омск

20-летних юношей, поющих нам о своих чувствах под бодрый эмо-рок, у нас хватает — и «Конец солнечных дней», с одной стороны, запросто вписывается в привычный эмо-канон. С другой, они вполне не прочь от альбома к альбому позволять себе некоторое элегантное взросление — необязательно в области тем для песен, но в самой музыке и в том, как она исполняется, точно что-то такое есть. «Тропинка» — их самый уверенный и разносторонний альбом; на нем их песни становятся расслабленней, качовей, в них появляются отзвуки не только поп-музыки, но и джаза. Юноши потихоньку становятся мужчинами, короче говоря; им очень идет.


барнаул

Вокалистке этой очаровательной барнаульской группы относительно недавно стукнуло 19. Да, все верно — на дебютном альбоме «Агента орранж» тоже поют о тяготах и проблемах взросления в провинции и делают это под обаятельно-расхлябанный припанкованный рок. Но сила «Агентов» — в правильной интонации и литературном таланте; в их версии эти байки на вдоль и поперек знакомые темы превращаются в яркие зарисовки, запоминающиеся грамотно подобранными деталями и ракурсами.


новосибирск

А вот группа Lenin was a Zombie — наоборот, ветераны; в описании этого альбома утверждается, что он 24-й в дискографии группы за 15 лет их существования. На нем LWZ одновременно подводят итог своей карьере, объединяя на кучу сразу все, чем они занимаются, — панк, брейкбит, танцевальная дичь, идиотский юмор, взболтать, смешать, без разницы — и находят новые, уже вполне взрослые интонации для разговоров о том, что волнует всех.


иркутск

Группа «Коба чок», стартовавшая во второй половине нулевых — вполне себе легенды сибирского подпольного рэпа. Из ее рядов вышел не только скандально известный Саша Скул, земля ему пухом, но и вот этот прекрасный исполнитель, в группе числившийся как Саша ККК, а последние годы выступающий под сольной вывеской «Сашина плешь». Его новый альбом — сильное выступление в жанре «горькая самокритика с долькой иронии». У себя в соцсетях Александр периодически вполне всерьез задается вопросом в духе «А нафига это все вообще», имея в виду не столько жизнь в целом, сколько, скажем так, ограниченные возможности успеха, на которые может рассчитывать провинциальный рэп-артист, не желающий гоняться за музыкальной модой. Исчерпывающих и однозначно убедительных ответов, увы, дать не можем, но можем сказать вот что — тому, что и через 15 лет после запуска ВИА «Коба чок» альбомы вроде «Сокрытого» продолжают появляться на свет, мы ужасно рады и с нетерпением ждем следующих.


омск

Формат «человек поет песни под акустическую гитару», казалось бы, давно канул в лету вместе с Советским Союзом и выращенным в рядах его интеллигенции институтом бардовской песни. Но этот юный омский исполнитель демонстрирует, что талантливо можно выступать в любом формате — особенно если не смотреть на музыку шаблонно, а вдохновляться широким спектром музыкальных форм и жанров, от босса-новы до романсов.


томск

«Русский рок» — тоже вроде бы музыка давно минувших лет; но так все думают в основном потому, что большая часть групп, связываемых с этим движением, давно перестала развиваться. Томский коллектив «Ларъёган» наглядно демонстрирует, как русско-роковая матрица проникновенно-поэтических песен под гитару о том, что болит, может быть адаптирована к сегодняшнему дню — и если делать это чутко и талантливо, то штырить от сделанных таким образом песен все еще может очень даже ого-го.


владивосток

Приятно отловить хорошую группу на стадии многообещающего дебюта. Дальневосточный коллектив Stereoslon (коллективность которого, на самом деле, под вопросом) ловко оперирует элементами разных жанров — заспанный инди, скромная танцевалка, приглушенный рок — для создания звука, в котором сразу многое сходится ужасно правильным образом: привычные ритмы городской жизни, желание развеяться, усталость от постоянного стресса, невозможность выбрать между ироническим и серьезным взглядом на все это.


якутск/москва

Замечательный поп-мистицизм с якутскими корнями. Певица Ipanema берет электронную поп-музыку за руку и уводит ее куда-то глубоко в лес — смотреть на цветы на полянке, слушать журчание ручейков, любоваться на звезды. Сочетание получается беспроигрышное.


владивосток

«Почему мне не все равно, почему мне не все равно?» — повторяет в финале самой мощной здешней песни вокалист дальневосточной группы «Океанариум». В рамках песни этот вопрос имеет довольно узкое значение — автор размышляет о том, почему он не может обмануть доверие своих друзей и начать рассказывать о поведанных ему ими секретах, даже если от хранения их глубоко в себе его самого начинает немножечко корежить. Но драматургия песни так точно и здорово устроена, что в финале этот вопрос отделяется от всего того, о чем сообщалось в песне раньше, и приобретает по-настоящему эпический размах (особенно когда к его повторению присоединяется самый натуральный хор). В этом месте песня становится чем-то заметно большим — гимном небезразличного человека, который, может, и рад бы не обращать внимания на всякие ужасти и несправедливости, творящиеся вокруг, но что-то внутри ему не позволяет это сделать. В этом финале группа «Океанариум», по нашему авторитетному мнению, выбивают сто очков из ста возможных. Остальной альбом, впрочем, тоже классный.


новосибирск

Интересно наблюдать за тем, как в сибирской музыке потихоньку формируется новая волна артистов, работающих именно в поп-формате. Пятый (ничего себе, уже пятый; вот тебе и «новая» волна, хаха) альбом новосибирского коллектива — грустный городской арт-поп прекрасной выделки, музыка умная, честная, умеющая создать ощущение настоящей большой драмы несколькими точно выверенными музыкальными и лирическими жестами.


омск

Еще один пример непростого сочетания понятий «новое» и «не особо». Альбом омичей из «Азбуки Мо» вышел только под конец уходящего года, но по факту над этим материалом они работали уже немало лет, просто никуда особо не торопились. И вот какая удача — сейчас их ласковый и упругий поп-саунд, настоянный на разных жанрах, но ни в один из них не вписывающийся в полной мере, красиво встает на одну полочку с другими сибирскими коллективами, копающими в похожую сторону, с теми же Zimne и Ipanema, к примеру. Удачно совпало, ничего не скажешь.


якутск

Якутский рэп-дуэт смотрит в прошлое в плане звука — их легконогий, ироничный дебютный альбом выдержан в ключе рэп-позитивистов 90-х вроде A Tribe Called Quest и иже с ними, людей, старавшихся привнести в рэп-музыку новые интонации и больший диапазон за счет обращения к джазу, к танцевальным ритмам, всякому такому. В то же время содержательно это стопроцентные песни сегодняшнего дня — многословные, виртуозно выстроенные в плане сложного и богатого на детали текста, одновременно ироничные и пронзительные.