Пиво, приколы, ложные следы


Имейте в виду — не раз и не два за знакомство с альбомами, вошедшую в первую часть октябрьской подборки «Альбомов Сибири и Дальнего Востока», музыка пустит вас по ложному следу. Группа под названием «Солнышко» заиграет мрачнейшую музыку тотального апокалипсиса. Под заголовком «Ай, люли-люли» вас встретит пляска электронных созвучий. Изысканный гитарный инди-рок вывернется вдруг истерическим шумом. Если что, мы ни в коем случае не порицаем группы за такое, скорее, наоборот — непредсказуемость всегда делает все интересней, по крайней мере, в творчестве. Просто всегда хочется обозначить какую-то общую тему — и в этой подборке нарисовалась такая. Водить слушателя за нос, обманывать его ожидания — отличные творческие стратегии; дорогие музыканты, продолжайте, пожалуйста, не останавливайтесь.

калачинск

Nytt Land — прекрасная история о том, что в этой жизни возможно всякое; например, выпускать новые альбомы на всемирно известном европейском лейбле, базируясь при этом в маленьком городке в Омской области. Семейный дуэт Натальи и Анатолия Пахаленко продолжает свое исследование скандинавского фолка. Новый альбом «Torem» выдержан в тревожном, мистическом ключе — словом «Ритуал» называлась их предыдущая запись, но оно было бы вполне уместно и здесь. Тревожно стучит этническая перкуссия, тревожно гудят эмбиентные синтезаторы, добавленные со стороны современности, тревожно шепчут и воют многочисленные голоса — Nytt Land мастерски озвучивают тот момент в экранизации саги о викингах, в котором напряжение сгущается, и суровые бородатые мужики принимаются сурово собираться в военный поход.


омск

В заголовках треков омского проекта «Пылесборник» тут и там встречаются какие-то фолковые отсылки и словечки — есть, например, номер под названием «Ай, люли-люли» или трек, в названии которого упоминается инструмент под названием «дуда», этакий венгерский аналог волынки. Но это все ложные следы — на альбоме «Пылесборника», названного последовательностью чисел, звучит музыка электронная, такой душевный IDM с проникновенными центральными мелодиями, сделанный по заветам Boards of Canada и иже с ними. Эта преемственность вполне признается авторами проекта — список коллективов, так или иначе на них повлиявших, имеется в описании (и Boards of Canada там на первом месте, ну да). Важнее то, что «Пылесборник» не только не уворачивается от таких сравнений, но всячески старается в своей музыке отдать им должное. Здесь звучат понятные по формату, но ладно выполненные внутри этого формата электронные пьесы — грамотно балансирующие между мелодичностью и ритмичностью, ловко переключающие фокус с одного на другое, когда нужно.


хабаровск

Еще один пример ложного следа: группа под названием «Солнышко» играет музыку максимально далекую от той, что можно было бы назвать «солнечной». В принципе, хабаровчане даже предупреждают об этом на своей странице — мол, группа «Солнышко» собралась, чтобы играть самую «мрачную и злую музыку». По факту это устремление реализуется в виде яростного водоворота гитарной тяжести, опирающегося на приемы сладжа, индастриала, дэта и блэка. Наверное, сказать, что получилась действительно самая мрачная и злая музыка, нельзя, но в то же время альбому «Солнышко» свойственна некоторая целеустремленная монолитность — эта музыка как будто обступает тебя, накатывает и наваливается, словно морок, от которого нет сил освободиться. Звучащие здесь песни довольно бессмысленно разбирать на части с точки зрения того, где тут какая партия, так же, как и сам альбом довольно бессмысленно разбирать на конкретные песни. Все работает как единый механизм с одной целью — методично закатать слушателя в асфальт.


якутск

Якутский электронный дуэт Uraan любит описывать свой подход как «симбиоз электроники и этники» — но, если судить по их новому альбому «Uus», соотношение ингредиентов в этом рецепте может варьироваться. «Uus» в большей степени отдает творческие долги танцевальной электронике первой половины 90-х, видимо, сформировавшей почерк дуэта, а этнические элементы выступают в основном в качестве дополнительных красок, таких приятных вишенок, разложенных на полностью электронных кондитерских изделиях. В здешних бойких и напористых номерах Uraan заходят на территорию винтажного брейкбита и техно — в том, как звонко бьют здешние ударные и как драйвово гудят басовые партии, отчетливо чувствуется дух примерно 1992 года. Главное, что Uraan удается поймать — это именно бесконечный драйв рейва 30-летней давности; круто, что и в Якутии любят поколбаситься под такое.


новосибирск

Все песни на этом мини-альбомчике новосибирских эмо-панков названы в честь сортов пива — кто-то сказал «концептуальный альбом»? На самом деле нет, для такого «Стало скучно» в полном соответствии с собственным названием не хватает усидчивости — скорее, эти названия служат этакими приветиками своим поклонникам, ироническими отсылками к собственным источникам вдохновения. Здешние три песни — не столько концептуальное высказывание, сколько исследовательская лаборатория, возможность примерить на себя разные музыкальные идеи, подхваченные из творчества соратников и вдохновителей. Что здесь есть — заполошный боевик, в конце замедляющийся для эпического хорового припева, мечтательная инструменталка, подтягивающая альбом поближе к территории инди-рока, и еще один нервный и прыгучий номер, во второй половине разворачивающийся в почти что эпос. С одной стороны, как будто маловато для каких бы то ни было далеко идущих выводов. C другой, когда включаешь эти песни, штырит от души.


красноярск

Дебютный релиз красноярской группы «Дожди» — это три (популярное, однако, количество) цепких гитарных песенки, выдержанных в ключе душевного инди. Немного образцового пост-панка, немного задумчивого дрим-попа, много вокальной меланхолии, которая вступает в интересный резонанс с бодрыми гитарами — такой у «Дождей» рецепт. За три песни, ни одна из которых не замахивается на хронометраж больше трех минут, сложить однозначное впечатление о «Дождях» пока нельзя. Но местами, например, в том, как сочетаются звонкие гитарные аккорды с общей задумчивостью в песне «Ноги», слышится вполне убедительная заявка на то, что в конечном итоге тут может сформироваться свой собственный язык.


томск

Любопытный дебют проекта одного человека из Томска. Базовый саунд здесь — что-то типа нервного постпанкового гитарного рока, в родословной которого маячат разные британцы вроде Radiohead или Foals. Но в руках единственного участника Diorfoks эта музыка заходится в занимательных конвульсиях — то пускается в отмороженные танцы под ускоренные барабаны, то выворачивается в истерический рок с воплями, то разваливается на замороченные партии отдельных инструментов, скачущих друг вокруг дружки по авангардным траекториям. Под конец альбом и вовсе уносит черт-те куда — сначала начинается намеренно дурацкая песенка «Сандалики», которую сложно описать приличными словами, а затем альбом венчается статной фортепианной пьесой, будто бы запрыгнувшей сюда с какой-то максимально серьезной неоклассической записи. Когда альбом пролетает мимо, велик соблазн ошалело сказать: «Это что было?», но у Diorfoks уже заранее припасен ответ (см. заголовок альбома). Ну, и вот что — многое на этом альбоме как будто бы сигнализирует о том, что его стоит воспринимать в первую очередь как этакую удавшуюся шалость. Но в то же время слышно, что, к примеру, форму этого нервного гитарного инди-электричества исполнитель чувствует очень точно и здорово умеет в ней работать. Вздумай он обойтись без шуточек, должно выйти неплохо.


новосибирск

«Прощальный» — это потому, что после него музыканты группы «Встал упал» разбежались по другим проектам. Это, с одной стороны, неудивительно — в коллективном резюме участников трио уже имелось много всего и до «Встал упал», так что они просто продолжают действовать в том же многостаночном ключе, благодаря которому появился в том числе и этот проект. С другой, немного жаль — потому что во «Встал упал» у них вполне получилось сформировать какую-то собственную интонацию. Если пользоваться масштабными сравнениями, тут сложилось что-то вроде убедительного собственного ответа британцам из Idles — громкие, вздорные, ершистые панк-песни, удачно поженившие понятную мелодичность и абразивный гитарный шум, в которые ловко впаян иронически-злой комментарий того или иного бесящего аспекта окружающей реальности. «Я ненавижу все, что не понимаю, дайте мне что-нибудь, чтобы побить, и я это точно побью» — максимально доходчивый диагноз многим, кого мы регулярно встречаем вокруг, и это большая сила, взять и сформулировать это так прямо и в лоб. В общем, жаль терять такую группу — будем утешать друг друга тем, что на после прощания с ней нас ждут встречи с другими проектами этих же людей (а они и правда ждут).