В сложные времена музыка может играть важную роль — например, созидательной силы, способной собирать людей вокруг себя и дарить им важные и нужные переживания. Поэтому разговор о музыке должен продолжаться столько, сколько начавшие его способны его вести — может, звучит немного пафосно, ну и черт с ним, пусть так. Запоздало добираемся до февральского выпуска «Альбомов Сибири» — в нем нас ждут песни-воспоминания и зарисовки для путешествия в метро, исследовательский дрейф и яростные песни протеста, дань собственному прошлому и выход из зоны комфорта.
Любопытный проект — музыканты, сотрудничающие с музыкальным пространством «Крыша», записывают коллективный саундтрек для новосибирского метро. Концептуально все выверено до мелочей — треки не просто названы перегонами между станциями и оснащены соответствующими объявлениями в начале и в конце, но и высчитаны относительно этих перегонов по продолжительности. Теоретически под этот саундтрек можно прямо кататься в самом метро — такой способ использования даже предлагается в группе «Крыши». Насколько эта подборка работает отдельно — вопрос хороший; участники сборника практикуются в инструментальных композициях, варьирующихся по жанру от эмбиентных зарисовок до пост-роковых зарисовок, с промежуточными остановками в неспешном техно и инструментальном хип-хопе с гитаркой. Идея с продолжительностью хороша в концептуальном плане, но на практике оказывается, что у большинства участников есть буквально пара минут на музыкальное высказывание — из 13 номеров только два идут дольше трех минут, и всего один дольше четырех. В таких условиях лучше всех справляются авторы, выбравшие себе форму короткой электронной зарисовки — например, «Сибирская — Покрышкина», «Заельцовская — Гагаринская» или «Ленина — Октябрьская», сделанная силами полевых записей и гитары. В остальном в треках «Музыки новосибирского метро» чувствуется что-то ученическое — в смысле, вот симпатичная идея, концепт которой будет поинтереснее воплощения.
Дебютный мини-альбом кемеровского семейного дуэта — четыре тепло-интимных песни про внутренние детали бытия двоих, сделанные в ключе такого чувственного альт-поп-саунда. Авторы словно пытаются зафиксировать маленькие будничные моменты в янтаре собственной памяти, и музыка отражает этот процесс загустения, остановки времени, когда каждый шепот или вздох или прикосновение становится настолько важным, что все остальное уходит на второй и третий план, растворяется в этом узком фокусе на чем-то, что могут разделить только двое. Эти песни словно живут в вечном моменте такого схваченного застывания — как будто томный альт-поп является нам зафиксированным на полпути в процессе погружения в уютный сироп эмбиентного ремикса. Это ловкий трюк, который достаточно здорово работает — музыка словно все время ускользает от тебя сквозь пальцы, это бодрит.
Здорово, когда совместные проекты немножко встряхивают устоявшийся статус кво. На этой совместной записи это происходит с обеих сторон уравнения. Дмитрий Лапутин выходит за рамки обычного круга соратников по импровизационному гитарному шуму и кооперируется с электронщиком Даниилом Белоусовым — который, в свою очередь, выходит из своей звуковой зоны комфорта и двигается в сторону более экспериментальных территорий. Совместная запись двух омичей — свободной шумовой эмбиент, отказывающийся пребывать в статике. Тут нет развития композиции в привычном смысле смены аккордов и структурно организованных частей, но в то же время здесь довольно много движения — что-то все время гудит, жужжит, похрустывает, накатывает и отступает, из многослойного звукового марева вдруг выплывают призрачные мотивы и пропадают обратно.
Как-то интуитивно понятно, что от группы с названием вроде Bldzr вряд ли стоит ожидать музыки умиротворенной и успокаивающей. Название альбома, кстати, указывает на возраст — группа появилась в начале нулевых, через несколько лет благополучно разбежалась, так и не оставив после себя ни одного записанного документа, а недавно воссоединилась именно для того, чтобы зафиксировать старые песни в записи. Возраст песен чувствуется — тут звучит такой грозный альтернативный метал в версии именно начала нулевых, собранный из влияний хардкора, ню-метала и грув-метала, чередующий ломовые риффы и темпы с мелодичными припевами. За двадцать лет подобное звучание благополучно перешло из статуса нового слова в статус благородной классики, да и играют Bldzr это все напористо и энергично, с драйвом и огоньком.
Числовой ряд в названиях продолжает новосибирское трио Presidiomodelo — их альбом «19/19» состоит из двух размашистых концертных записей, сделанных, правильно, в 2019 году. Оба выступления состоялись в Новосибирской государственной областной научной библиотеке — подходящее место для того пытливого, исследовательского подхода, с которым участники Presidiomodelo спускаются в кроличьи норы собственного саунда. На повестке дня у трио — экспериментальная эмбиентная электроника, существующая как бы в постоянном потоке звука с постепенно смещающимся фокусом. Музыка Presidiomodelo собирается из различных элементов — полевых записей, электронных гудений, повторяющихся партий музыкальных инструментов, которые при этом не столько соединены между собой по принципу коллажа, сколько медленно и степенно сменяют друг друга, иногда переплетаясь. Центральный эффект от этой записи — словно смотришь на медленный дрейф луча фонаря по полностью темному помещению; в круг света периодически вплывают неожиданные формы, странные узоры, непонятные объекты, гротескные тени. Очень красиво, прямо завораживает.
Второй альбом электронного музыканта из Кемерово, ориентирующегося на золотой период электроники второй половины 90-х, время, когда эйфорическая танцевальная энергия рейва и драм-н-бейса обросла различными отягчающими концепциями о том, что эта музыка может быть сложной, может быть художественной и интеллектуальной и тому подобное. На первом своем альбоме Prozaq520 следовал тропой сумасшедших экспериментаторов вроде Squarepusher и Aphex Twin, любивших заводить головоломно сложные ритмы на бешеных скоростях. Новая работа расширяет звуковую палитру исполнителя — тут есть и отстраненный IDM, и степенные около-эмбиентные пьесы, да и в целом настрой новой пластинки кажется более созерцательным.
Илья Дашевский продолжает скрещивать славянские фолк-зарисовки с драматичной электроникой дабстеповых корней. Временами, кстати, ему удается обойтись почти целиком без второй — пара-тройка номеров на альбоме выдержаны в чисто фолковом звучании. Честно говоря, тот праздничный звон, что Дашевский высекает из своих народных инструментов (в деле гусли, скрипка, балалайки, всевозможные дудочки), прекрасно себя чувствует и без прикрученных к нему утробно зудящих электронных басов. Было бы круто и дальше двигаться в такую сторону — та музыка, которая получается у Дашевского, отлично живет и без попыток ее «осовременить».
«Посмотри в мои глаза, и ты увидишь боль в России» — ангарский рэп-проект, с одной стороны, вполне вписывается в контекст доморощенных рэп-исполнителей последних лет, обреченно читающих о провинциальной безнадеге в максимально прямолинейных терминах под наколеночный продакшен. С другой же, вписывается он туда вполне импрессионистским способом — читает Слахи как человек, окончательно распрощавшийся к своим старшим классам с надеждой почувствовать хоть какую-то эмоцию, а музыка вокруг его текстов постоянно норовит расплыться призрачной абстракцией, особенно когда остается без поддержки битов. Собственно, в этих прорывах в туманное ничто, в диссонанс — самое интересное, что на этой записи происходит; рэп здесь как бы выворачивается наизнанку, превращается в собственную противоположность, этакий негативный отпечаток с противоположными полярностями, не столько накачивающий слушателя энергией, сколько затягивающий в черную дыру.
Когда мы встречались с этим омским трио три года назад, оно называлось «Окно в пирамиду» и практиковалось в этаком примитивном психоделическом роке из воображаемого гаража, открывающегося куда-то в американские 70-е. Сегодня они занимаются более-менее тем же, только уже заметно увереннее — при сохранении все тех же базовых ориентиров музыка стала текучей и легче, в ней стало больше плавности и странности, словно она пишется перед нами в воздухе каким-то ядовитым дымом, о происхождении которого лучше не задумываться. В финальном номере «Спешл», правда, проявляется чуть больше гитарной увесистости, что намекает на то, что «Ядовитый джем» умеют по-разному.
Ломовой металлизированный хардкор из Кемеровской области. Все по заветам классиков — ураганный напор, боевой социальный пафос, терапевтический хоровой ор, злые уличные песни шахтерской провинции. Хардкор — один из тех особых жанров, в которых успешная стратегия развития вполне может базироваться и на довольно ограниченном наборе музыкальных приемов. Грубо говоря, если группа способна музыкальными средствами достичь эффекта доброй зуботычины, то зачет сдан — дальше успешность каждого конкретного коллектива уже измеряется чистой энергичностью выступления. The Dead State осваивают классические подходы жанра с приятной реактивной злостью — очень актуальная получается музыка для текущего момента.