Adiosamor: Секреты дилетантства

«Непрофессиональное» творчество широкого профиля

Красноярский художник Роман Сойда работает под псевдонимом Adiosamor: рисует, выпускает одежду и развивает творческое объединение Plavlenie. Названия символичны: Adiosamor — Roma Soida наоборот, а Plavlenie призывает «плавить лень».

Специальной художественной подготовки у Сойды нет — высшее образование он получил в сфере музееведения и прикладного программирования. Официальный статус художника для него — это не цель и не условие для творческого самовыражения. Тому, как заниматься искусством без специальной подготовки, посвящен его телеграмм-канал «Секреты дилетантства». Сойда отвергает традиционное представление о работе художника как о профессии, воспринимая ее как игру в сочетании с творчеством.

Сойда работает в технике апроприации. Апроприация — это художественный прием, подразумевающий прямое использование в произведении искусства реальных предметов или уже существующих произведений искусства. Роман заимствует образы из разных источников: «Прогулка по городу, обложка журнала, логотип проезжающей машины, полотно Пикассо — все эти ингредиенты составляют мое вдохновение, которое словно мыслемашина смешивает эти образы в произвольной пропорции».

Проекты творческого объединения Plavlenie, возглавляемого Сойдой, — это синтез различных творческих направлений. Всех объединяет непосредственное вовлечение зрителя в процесс. По словам автора, наблюдателю со стороны результат может показаться примитивным. Типичная реакция — «и что в этом такого?». Но переживание этого опыта от первого лица делает зрителя свидетелем и соучастником чего-то нового и необычного, позволяя находить смысл в до этого непримечательных объектах.

В конце апреля стартовала юбилейная экспозиция Сойды Nichego Lichnogo. Помимо картин, графики и текстов, в экспозицию вошли скетчбуки, коллекция авторских спичечных коробков, постеры, одежда. Автор присутствовал на площадке и общался с гостями на протяжении всей выставки каждую субботу и воскресенье в течение месяца. Сойда объяснял, что значат экспонаты лично для него. К тому же посетители сначала знакомились с работами как самостоятельными объектами и только после могли прочитать авторскую аннотацию, идейно связывающую произведения в единое целое. Таким образом Сойде удалось «сократить дистанцию между артистом и зрителем и расширить грани современного искусства, чтобы оно начиналось не в галерее или музее, а в голове и находило себя в кончиках пальцев каждого».