«Двенадцать»: Скульптуры-игрушки для подрастающего музея

Пересборка особняка в центре Красноярска


The Red Eyes Group — творческое объединение, состоящее из пары красноярских фотографов Владимира и Полины Мордвиновых. Практически с момента знакомства, кроме коммерческих съемок, они начали реализовывать совместные фотопроекты — от визуальных исследований телесности и фетишизма до размышлений о бытовых манипуляциях и коллажных интерпретаций личностей красноярцев.


Как участники The Red Eyes Group Полина и Владмир в 2021 году приняли участие в резиденции PubLab «Археология без лопаты». В рамках нее 12 художников из Сибири исследовали историю и современное состояние здания в Красноярске по адресу улица Парижской коммуны, 22. Там в разное время продавали спички и свежие овощи, сдавали апартаменты, располагались различные конторы и работал госпиталь, пока особняк окончательно не закрыли и не присвоили ему статус объекта культурного наследия. Сейчас он принадлежит Красноярскому художественно музею им. В.И. Сурикова. В будущем в здании планируют открыть выставочный зал музейного квартала.

В своем проекте «Двенадцать» The Red Eyes Group представили пространство особняка в виде зарождающегося музея, которому необходимо помочь заново воссоздать собственную идентичность. Художники пересобрали историю здания в виде серии инсталляций, созданных с помощью найденных в особняке предметов — одежды, обуви, медицинских инструментов, сантехники, архивных записей, средств индивидуальной защиты и многого другого. Полина и Владимир взяли на себя роль наставников, чтобы рассказать музею об окружающем пространстве, о легендах, которые его окружают.

Вдохновляясь работами американского фотографа Каролин Дрейк, концепцией архетипов Карла Юнга и работами американского писателя и педагога Кэрол Пирсон, Полина и Владмир создали 12 скульптур. Каждая из них — отсылка к одному из архетипов, сформулированных Кэрол Пирсон на основе работ Юнга: Заботливый, Творец, Правитель, Герой, Бунтарь, Маг, Славный малый, Любовник, Шут, Простодушный, Искатель и Мудрец. Они должны были стать 12 игрушками для «дитя» — будущего музея, который с их помощью разовьется и сохранит художественный потенциал.

Неустойчивые, априори временные, но сохраненные в виде фотографий скульптуры будто существуют сами по себе, в то же время являясь ассамбляжем из смыслов и отсылок к прошлому, составляя узнаваемые образы. «Собирая, переплетая, совмещая эти предметы, мы наблюдали за тем, как складываются характеры, как индивидуализируются сущности. Скульптуры оживают, мусор и брошенный медицинский реквизит трансформируется в части тела, тело жестикулирует, извивается, танцует, даже кривляется. В сущностях проявляется дух. Мы разглядели в них архетипичные образы, содержащие в себе знакомые проявления человеческих эмоций и моделей поведения», — комментирует Владимир.