«Я ищу тех, кто не просто знает, но горит своим делом»

Катя Сергеева о том, как собрать вокруг себя комьюнити и удержать его

Катя Сергеева — фотограф, преподаватель живописи, инициатор проектов «Катя зовет на ужин» и «Налегке». Последний — «Налегке» — мастерская, где можно освоить рисунок «с нуля», иллюстрацию, лепку из глины, декор керамической плитки, разные методы окраски ткани и еще множество техник и навыков. Но главное, чему учит Катя, мыслить вне привычных рамок и не бояться выражать себя через творчество.

Мне всегда нравилось работать в команде. Я закончила Тюменскую академию культуры и искусств — и именно в институте нашла многих близких мне по духу людей. Там я познакомилась с Катей Кроневальд, и мы придумали «ужины». Люди привыкли к однотипным застольям с обычной едой и алкоголем, а мы устроили званый ужин с меню, сервировкой, подобрали гостей таким образом, чтобы им было интересно вместе. На третий ужин к нам пришли ребята из местной интернет-газеты «Нефть». Мы не были с ними знакомы, но им так понравился формат, что они про нас написали. После этого с нами стали связываться другие журналисты, глянцевые издания и предлагать сотрудничество. Через год мы уже сделали около двадцати ужинов на различную тематику.

Вокруг проекта «Катя зовет на ужин» быстро сформировалось сообщество. В один момент стало ясно, что нам нужно место, где можно встречаться регулярно. Долго не понимали, каким оно должно быть. Зимой мы командой из десяти человек сделали новогодний маркет в одной кофейне, после которого объединились с Аней Опокиной, наконец сняли мастерскую и назвали ее «Налегке».

Так получилось, что в «Налегке» сейчас проходит много рисовальных мастер-классов. Ужины в этом пространстве сложно проводить, но мы и не стремимся их привязывать к конкретному месту. Темы занятий выбираем исходя из собственных интересов. Начинали, конечно, с модных и ходовых, таких как ботанический рисунок. Со временем перешли к другим: например, ботаника переросла в акварельный скетчинг.

Сейчас мы ищем пути и инструменты для расширения программы, хотим двигаться в сторону дизайна и кино. Для этого нужны люди. Найти педагога несложно, сложно понять, насколько он профессионален и готов ли делиться знаниями. Я ищу тех, кто не просто знает, но горит своим делом. Помимо собственной программы, мы сдаем помещение в субаренду другим мастерам. Я и сама веду мастер-классы — абстрактную живопись и свободное рисование. Это не те занятия, где повторяешь за преподавателем — я стараюсь научить искусству мыслить самостоятельно.

Мы выступаем за естественность, легкость в общении и восприятии. В «Налегке» можно быть самим собой, рисовать так, как рисуется, делать то, что хочется.

«Налегке» приносит доход, но для меня это все-таки хобби. Я обожаю фотографировать и рисовать — это считаю своей основной деятельностью. В работе с мастерской больше всего нравится оттачивать концепцию места и каждого мероприятия. Что касается ужинов, то они сейчас проходят нечасто и стихийно. Мы вернулись к изначальной концепции выбора гостей и больше не пишем в социальных сетях, что ждем всех. Прибыль ужины, конечно, не приносят. Это история в большей степени про общение.

Не скажу, что к нам валят толпами, но многие гости, в том числе из других городов, говорят, что таких мест не хватает. Мы выступаем за естественность, легкость в общении и восприятии. В «Налегке» можно быть самим собой, рисовать так, как рисуется, делать то, что хочется. А люди приходят разные. Большинству из них от двадцати пяти до тридцати пяти лет, но много и шестнадцатилетних, и тех, кому чуть за сорок. Взрослую аудиторию отличает желание учиться, создавать новое — им хочется добавить творчества в будни. Отклик хороший, многие записываются на один мастер-класс, потом возвращаются на другой — лояльная аудитория есть. Мы шутим, что пора делать годовые абонементы или выпускать карточки, как в кофейнях, — покупаешь пять мастер-классов, получаешь шестой в подарок.

Мне сложно взглянуть на наши проекты со стороны и понять, что они значат для города. Но, кажется, мы здорово объединили людей. Лично мне не хватает таких мест — когда идешь куда-то за атмосферой, культурой, компанией. В том числе ради этого существует «Налегке». В городе есть проекты, схожие с нами по миссии. Например, моя любимая студия Lite Shop Design или книжный магазин «Никто не спит». Газета «Нефть» мне очень нравилась, но они, к сожалению, закрылись.

Сейчас много говорят про креативную среду городов. На мой взгляд, в Тюмени она пока только зарождается — нет понимания, как все должно быть организовано, какого уровня должны быть спикеры или преподаватели, нет самой культуры потребления. Все это препятствует появлению качественных проектов. Городские мероприятия просто ориентируются на столичные тренды — форматы, лекторов — и не понимают, что в Тюмени другая аудитория. Ее нужно растить.

В работе и творчестве я стараюсь следовать принципам комплексности, естественности, интегрированности в среду. Есть много проектов в Москве, Лондоне и Киеве, которые мне нравятся. Я просто слежу за ними. Из профессионалов общаюсь с преподавателями из института, где училась. Мнение многих из них до сих пор очень важно для меня. Слежу за творчеством современных фотографов и знакомлюсь с ними в сети. Пока думаю, что помогло бы мне совершить рывок в ближайшее время.