«Первые идеи — самые верные, это чистое творчество»

Как из марки футболок для скейтеров вырасти в бренд с полноценными коллекциями из кожи и денима

Максим Костенко начал делать одежду еще в школе со стартовым капиталом в десять тысяч рублей. За семь лет томская марка Around Co. из набора маек для скейтбордистов выросла в бренд с полноценными коллекциями из кожи и денима.

Когда мне было пятнадцать лет, я частенько рисовал все, что приходило в голову. Однажды сделал забавный набросок и подумал, что могу перенести его на футболку. У отца было нужное оборудование, и я начал изучать графические программы. Через какое-то время у меня на руках была первая футболка с собственным дизайном.

В то время моей жизнью владел скейтбординг, и я решил совместить одежду и любимое увлечение. Начал с айдентики. Хотелось чего-то сибирского и небанального – выбор пал на лося. Его я изобразил на логотипе, а марку назвал Mad Wail. Затем, как и полагается скейт-бренду, начал обзаводиться командой райдеров. В 2011 году у меня на спонсорстве появился первый скейтер. Через год в команде было уже два человека из Санкт-Петербурга и один из Омска. Отправлял им одежду, ребята снимали в ней профайлы, выкладывали в сеть. Это сработало — о марке начали узнавать, пошли первые продажи.

Мой стартовый капитал составил десять тысяч рублей. Сначала помогал отец — ему нравилось, что я с азартом развиваю собственное дело. Первые тиражи были небольшими: от десяти до пятнадцати штук в каждом размере. Следующие коллекции я решил делать примерно такими же по объему. Мне нравится идея эксклюзивности. Например, в коллекции «Видоискатель» было всего три модели в каждом размере.

Around Co. SS17
Фото: Иван Левкин

Когда я в шестнадцать лет впервые озаботился покупкой ткани, в близлежащих городах не нашлось ничего подходящего, и я начал штурмовать интернет. Читал и узнавал нужную информацию, у кого только мог. Спустя несколько недель поисков я нашел продавца в Красноярске. Материал подходил, и цена была приемлемой. Я просто позвонил им и заказал два рулона ткани. Это было рискованное мероприятие — я понятия не имел, как ткань ведет себя при носке, стирке, какой у нее цвет при естественном освещении. Больше я так не делаю и никому не советую. Но у меня была цель, и тогда к ней вела только эта дорога. В итоге ту коллекцию — Nature — многие считают лучшей.

Спустя два года я провел ребрендинг и сменил название на Around Co. От концепции одежды для скейтбординга отказался. Мне все так же нравится эта культура, но я больше не вижу смысла в том, чтобы делать одежду только для скейтбордистов. Многие спрашивают, почему Around с приставкой Co. Дело в том, что мне очень помогали друзья, друзья друзей и случайные знакомые. Кто-то бесплатно печатал принты, кто-то возил меня по фабрикам, кто-то организовывал презентации. Я решил добавить в название сокращение от слова «компания», чтобы как-то отблагодарить людей, внесших свой вклад в развитие бренда.

Все уже придумано, произведено и продано. Поэтому нужно стремиться к мастерству в своем деле, оттачивать качество, искать собственный стиль и следовать ему.

Самая большая трудность в моей работе — пронести концепцию через всю коллекцию. Первые идеи — самые верные, это чистое творчество. Но когда начинается работа, многое упускается или отметается. Иногда получается лучше, чем задумывал, иногда — нет.

В вещах меня привлекает история. Деним и кожа со временем стареют, меняют цвет, появляются потертости. Предметы интерьера, одежда, автомобили, техника в процессе использования приобретают совершенно другой вид. Меня это завораживает. Вещь становится интереснее и дороже во всех смыслах слова. Все уже придумано, произведено и продано. Поэтому нужно стремиться к мастерству в своем деле, оттачивать качество, искать собственный стиль и следовать ему.

Что касается продвижения, то в Томске очень хорошо сработало сарафанное радио. Я так все и задумывал: минимум рекламы, информация о бренде передавалась из уст в уста. Сейчас все продается только через интернет. Основной канал — аккаунт в Instagram. Есть предложения от мультибрендовых магазинов из Петербурга и Москвы, писали из Чехии и Польши. В планах — предметный дизайн, униформа для заведений, капсульные коллекции. Все, кроме пошива, я делаю сам. У меня был отличный опыт работы в команде, но сейчас, увы, пока не готов к такому — это принципиально новый уровень.

Самое сложное — это не найти нужную ткань или фабрику, а понимать, что ты делаешь и для кого ты тратишь свое время, деньги и силы.

Молодые марки сталкиваются с тремя основными проблемами, тормозящими развитие: сырье, производство и самоопределение. С первым и вторым все понятно. Что касается третьего пункта, то, на мой взгляд, самое сложное — это не найти нужную ткань или фабрику, а понимать, что ты делаешь и для кого ты тратишь свое время, деньги и силы. Я лично с этим вопросом разобрался не так давно, и все стало как-то проще.

Говорят, что Томск — демо-Питер. Он официально считается студенческим, университеты сильно влияют на культурную среду в городе. Многие проекты существуют благодаря тем, кто за неимением стоящего начал делать свое. Я не вижу трудностей. Захочешь — сделаешь. Где тяжело создавать свой бренд, а где просто — не знаю. Все зависит от тебя и твоих идей. Конечно, крупные города дают мощную фору — возможность обучиться ремеслу, прямой выход на фабрики. Но на самом деле, везде сталкиваешься с чем-то, что может выбить из колеи. Если хочешь развиваться, не видишь перед собой преград, в том числе географических.