Скажи что-нибудь по-сибирски: Евангельск

Не случившаяся христианская утопия на Алтае


В 20-е годы XX века утопия становится едва ли не главным жанром в СССР: Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», а Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град». Под влиянием «Города Солнца» Кампанеллы Ленин инициирует «План монументальной пропаганды». Тем временем на Алтае евангельские христиане пытаются реализовать собственную экономически эффективную утопию. И у них почти что получается. Во втором выпуске рассказываем о Евангельске — проекте города-общины евангельских христиан на Алтае.


Идея создать город христиан, где все бы благостно трудились и изучали Священное Писание, принадлежит Ивану Степановичу Проханову. Еще до революции, в 1908 году, Проханов основал Всероссийский союз евангельских христиан и стал его руководителем, а тремя годами позже получил должность вице-президента Всемирного союза баптистов. После Октябрьской революции Проханов возглавил Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) и уже тогда начал продвигать идеи о христианских коммунах.

Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (Около 1927 года)

Несмотря на борьбу Советов с религиозными организациями, проект был поддержан — христианские общины оказались эффективными в сельском хозяйстве, в то время как многие регионы страдали от последствий гражданской войны и голода. Проханов стал идеологом христианской кооперации, выражал свои взгляды в программных статьях и участвовал в организации евангельских коммун. Помимо земледельческих сообществ в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп: артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания.

Иллюстрация из журнала «Христианин», 1925

Кроме того, через Проханова Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР планировало изменить отношение христиан к советской власти. В марте 1923 года Проханов был арестован чекистами по обвинению в пацифистской пропаганде и четыре месяца находился в заключении. Двенадцатого июня 1923 года Антирелигиозная комиссия на своем заседании одобрила предложение ГПУ «об использовании Проханова для перемены взгляда сектантства на Красную Армию». Ценой освобождения стало написанное Прохановым послание Высшего Совета ВСЕХ «Всем общинам и всем отдельным братьям евангельским христианам, проживающим в СССР», в котором последователи Проханова призывались «работать искренне и беспрекословно во всех советских, военных и гражданских учреждениях, а также нести службу в Красной армии и не отказываться вообще от таковой». После этого идея построения «религиозного города» была поддержана Тучковым, начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ, занимавшегося борьбой с религиозными организациями.

Поданное Президиумом ВСЕХ ходатайство в Наркомзем о разрешении проведения изыскательской экспедиции на Алтае было поддержано, и в августе 1927 года Проханов отправился в Сибирь. По пути он посетил Пермь, Тюмень, Свердловск, Омск и Новосибирск, где проповедовал о необходимости перенесения евангельских принципов из сердец в повседневную практическую жизнь и заявлял, что «создать такой образ жизни людям, живущим в старых городах, будет невозможно из-за устоявшихся там обычаев и привычек, в том числе порочных». Из Новосибирска экспедиция выехала через Бийск и Улалу в Кош-Агач, где на месте слияния Бия и Катуни было выбрано место для будущей евангельской коммуны. Одиннадцатого сентября 1927 года члены экспедиции отметили его символической посадкой саженцев дубов (а по другим версиям клена и кедра) и отправились в обратный путь — им предстояло согласовать планы с Наркомземом и найти деньги на строительство.

И. С. Проханов со спутниками после символической посадки саженцев на месте предполагаемого строительства

Прообразом Евангельска была протестантская коммуна «Вертоград» в Крыму, которую Проханов организовал в 1894 году. Артельщики «Вертограда» занимались сельскохозяйственным трудом, а в свободное время изучали Священное Писание. В результате ужесточения преследований протестантов в Российской империи коммуна вынужденно прекратила деятельность в 1898 году.

Представления Проханова об идеальном обществе, в том числе и о возможном названии, во многом сходятся с работой Томмазо Кампанеллы «Город Солнца», который также считал первохристианские общины идеалом общества. При этом у Кампанеллы Солнце — орудие Бога, а у Проханова — символ Евангелия. В идеальном городе Кампанеллы жители идут пахать, сеять, полоть, жать, собирать хлеб и снимать виноград, «идут с трубами, тимпанами, знаменами», а Проханов уверен, что «во всех ячейках новой общинной жизни будет радостный труд с торжествующим пением».

По планировке город должен был напоминать солнце: в центре — площадь диаметром 2 версты, окруженная молитвенными домами, школами, больницами и прочими объектами городской инфраструктуры. От площади лучами расходятся улицы, утопающие в зелени садов и рощ. С площади светит мощный прожектор — «солнце». В городе предполагалось поддерживать христианский порядок и чистоту, а в пригородах — организовать сельскохозяйственные предприятия по садоводству, пчеловодству, тонкорунному овцеводству, коневодству, шелководству.


«Город Солнца» Томмазо Кампанелла (из книги «Мир архитектуры. Лицо города»)
Фрагмент титульного листа издания «Города Солнца» (1623 год)

В апреле 1928 года вопрос о «городе Солнца» вновь оказался в повестке дня Антирелигиозной комиссии: Тучков докладывал об экспедиции Проханова. Комиссия приняла решение обязать Наркомзем на ее следующем заседании дать объяснение по поводу выдачи им разрешения на поиск места для строительства религиозного города. К этому моменту проект уже попал в поле зрения Сталина, и решение Политбюро последовало незамедлительно: Наркомзем принял решение «ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам». Это решение Политбюро весьма символично обозначило поворот в политике в отношении религиозных организаций к более радикальным методам.

За несколько месяцев до запрета на реализацию проекта, Антирелигиозная комиссия ЦК по итогам доклада Тучкова разрешила Проханову выехать в Америку, чтобы собрать там средства для дальнейшего развития церкви евангельских христиан в СССР. В Советский Союз Проханов больше не вернулся, скончавшись в Берлине в 1935 году. При этом отголоски утопического проекта можно найти и позже — надежда на свой город Солнца еще некоторое время жила среди евангельских христиан и баптистов. В качестве примера историки Попов и Савин приводят слова баптиста Манченко, сказанные им на деревенском сходе в поселке Солона Красноярского края, посвященном агитации за колхоз: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием "Солнце", где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо.


P.S.: В Красноярском крае есть община Тиберкуль («Город Солнца», «Обитель рассвета»), основанная в 1995 году. Там проживает около 150-200 последователей религиозной секты «Церковь последнего завета». Наш материал совсем не о том, но история секты и ареста ее создателя — настоящий тру-крайм детектив.