Скажи что-нибудь по-сибирски: Осуохай

От магического танца к светскому хороводу с социально-политическими функциями


Осуохай — традиционный хороводный танец народа саха, сохранившийся с древних времен. Несмотря на исторические и социальные изменения на протяжение нескольких веков, его продолжают танцевать и сейчас — по обычаю во время Ысыаха, якутского праздника лета, но также для выражения протеста, поддержки или же просто ради веселья. Потеряв свои магические смыслы, танец стал светским национальным ритуалом, объединяющим жителей Якутии.


Осуохай возник как один из основных компонентов Ысыаха — национального весенне-летнего праздника в честь богов Айыы и возрождения природы. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки, составляют один или несколько концентрических кругов. Они поют и двигаются циклически, будто бы повторяя движения солнца. Темп движения меняется в течение ритуала и контролируется ведущим (осуохайдьыт), в чьи обязанности также входит исполнение песен, которые будут повторять участники хоровода. Длительность танца тоже непостоянная: осуохай, начавшийся с вечера, мог длиться до самого восхода, а иногда и продолжаться в течение нескольких дней.

Традиционная форма осуохая сохранилась, несмотря на принятие христианства, религиозную политику СССР, индустриализацию и другие культурно-исторические процессы. Так танец в Вилюйских районах Якутии описывал исследователь Ричард Маак еще в середине XIX века: «Все участвующие составляют круг, мужчины берут женщин под руки и начинают тихо и с важностью двигаться, следуя с востока на запад, то есть по направлению движения солнца».

Осуохай — классический образец ритуального кругового танца, исполняемого большим количеством людей; возник у народа саха как ритуальный танец благодарения и обращения к Небу и Солнцу, божествам Айыы и духам-хозяевам природы Иччи. Главная идея танца осуохай — установление связи с высшими силами и возможность попросить их о приплоде скота и других благах. Считалось, что слаженность и длительность танца способствуют исполнению желаний. Также некоторые исследователи указывают, что осуохай — это молитвенные обращения к верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, человекообразному воплощению солнца. Так круг осуохая представляет собой символическое повторение хода солнца, поклонение которому прослеживается и в речи, и в других разнообразных обрядах народа саха.

Начиная с XIX века, когда Ысыах стал терять свой магический смысл, заклинательные и ритуальные песни кругового танца, связанные с Айыы, начали забываться. В то же время осуохай начал приобретать скорее коммуникативную функцию. Его танцевали, встречая лето и уже на любых праздниках, таким образом просто выражая радость. В советское время осуохай трансформировался в развлекательно-досуговый феномен. Танец стал неотъемлемой частью праздников, связанных с государственно-политическими традициями — так осуохаю стали придавать агитационное значение. Например, запевала-ведущий осуохая мог призывать женщин стать свободными. Сохранились песни, записанные в конце 30-х годов XX-го века: «Потерпел крах, кажется, старый режим. Молодые девицы, не робейте перед мужьями, давайте объединившись, скажем: "Наше прошлое, кажется, кануло в вечность"».

В настоящее время осуохай приобрел универсальный характер, при этом не утратив своей актуальности. В современности танец получил новый смысл — объединение людей и сохранение локальной идентичности. Исследователи отмечают, что сейчас исчезают местные варианты танца и идет процесс формирования общеякутской формы осуохая. Осуохай исполняют во время крупных праздников, важных общественных событий, как выражение поддержки или протеста. Существует общественная организация «Осуохай», поддерживающая развитие и сохранение традиции, осуохаи организуются не только в Якутии, но и в других городах и даже странах. В 2012 году на рекордный осуохай собрались более 15 тысяч человек, которые образовали более тридцати концентрических кругов.