Феномен якутского кино

Как возник и чем привлек жюри российских и зарубежных фестивалей

Якутское кино снимается почти на «голом» энтузиазме — как правило, за свой счет, реже при поддержке инвесторов. Несмотря на скромные бюджеты, якутские фильмы за прошлый год показали сразу на нескольких фестивалях: от Берлина до Сеула.

Уже после распада Советского Союза была основана студия «Саха-фильм», затем начали появляться и независимые режиссеры. Многие профессионалы возвращались в Якутию после окончания столичных университетов, так как не могли найти там работу или должны были проходить здесь практику. Один из пионеров независимого кино, пришедший в индустрию из театра, Сергей Потапов, снял свой дебютный фильм «Любовь моя» на новой студии «Алмазфильм» в 2004 году — картина стала хитом проката. Второй фильм, запустивший волну якутского кино — «Тайна Чингис Хана», провалившийся во всероссийском прокате рассказ о жизни монгольского хана, снятый бывшим республиканским министром культуры Андреем Борисовым в 2009 году.

У якутов любой фильм может стать хитом проката, главное, чтобы он «говорил» с ними на одном языке.

По мнению режиссеров, якутские фильмы больше нравятся местной публике, потому что их авторы знают своего зрителя и снимают о том, что понятно именно ему, учитывают их специфику, не забывают о поверьях и легендах якутского народа. Это привело к тому, что некоторые сцены зачастую понятны только якутам. Поэтому, например, московский дистрибьютор «Моего убийцы» слегка сократил фильм и переозвучил его. Тем не менее, бывают случаи, когда критики оценивают кино и без учета колорита: некоторые якутские ленты, например, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, были отмечены как российскими, так и зарубежными фестивалями.

Режиссеры не останавливаются на каком-то одном жанре — стороннего зрителя в первую очередь привлекает кино «не для всех». Но внутри республики зрители предпочитают еще и незатейливые комедии, а также боевики с простоватыми спецэффектами: у якутов любой фильм может стать хитом проката, главное, чтобы он «говорил» с ними на одном языке. Не важно, это смесь документального и художественного кино, как в последнем фильме Сергея Потапова «Бог Дьосогой», или же простая мелодрама Ильи Портнягина «Кэрэл. Невидимая красота» — в первую очередь зрителя волнует кино, которое он может прочувствовать.