66 фактов о креативной экономике Сибири, которые нужно знать

На основе исследования «Чем живут креативные предприниматели»


Этот материал базируется на исследовании, которым наши коллеги из медиа-проекта «Мастера», совместно с программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть», занимались на протяжении года. Оно называется «Чем живут креативные предприниматели?» и изучает ценности креативных сообществ сибирских городов. Полностью работу можно прочитать тут, а мы публикуем своеобразный конспект — набор самых интересных, на наш взгляд, фактов и мыслей, которые могут дать более глубокое понимание специфики креативной экономики Сибири в целом и отдельно взятых сибирских городов.
Предметом детального изучения стали шесть сибирских городов — Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, Тюмень и Ханты-Мансийск. В каждом проживает много молодых людей с относительно высоким доходом на душу населения. Плюс взаимосвязь с сырьевой отраслью, удаленность от Центральной России и друг от друга, культурная уникальность — все это делает каждый из них местом, в котором формируются действительно аутентичные инициативы. Их важно поддерживать, но для этого необходимо понимать особенности отдельных регионов, ценности местных креативных предпринимателей, их потребности и возможности. Вот, что мы о них узнали.


1. Социологические и экономические исследования описывают Сибирь как место, где отторгается все формальное. Ключевыми чертами развития сибирских городов можно назвать удаленность и независимость.


2. Сибирские города обладают особенностями, которые определяют их развитие и рост. В первую очередь среди них много центров добычи полезных ископаемых, и это влияет на состав населения: высокооплачиваемая работа в суровых природных условиях привлекает в сибирские города преимущественно молодое активное население. Молодежь при этом предъявляет определенный набор запросов к качеству городской среды и своего свободного времени, что подталкивает к развитию креативные индустрии.


3. Регионы, столицами которых являются Красноярск, Кемерово, Омск, Томск, Тюмень и Ханты-Мансийск, по ВРП на душу населения за 2018 год расположились с 3-го по 48-е место.
4. Креативная среда Кемерова в связи с промышленной ориентированностью города и его экономики развита неоднородно. Количество частных социальных проектов здесь невелико — частично это можно объяснить приоритетом, который власти города и региона отдают социальной политике.


5. В кемеровских университетах наиболее популярны технические специальности.


6. Конкретных мер и инструментов поддержки новой экономики в Кемерове нет, инфраструктуру взаимодействия бизнеса и власти в Кемерове тоже можно назвать ограниченной. Это объясняется, в частности, тем, что ядро экономики города составляет промышленность.


7. В последние годы рост показывает лишь строительство: городская среда Кемерова активно развивается.


8. В Кемерове, на фоне отсутствия магазинов многих крупных масс-маркет брендов, начинают появляются локальные модные марки.


9. Растет сфера общепита: появляются как отдельные креативные проекты сегмента HoReCa, так и целые сети. Открываются бары, приближенные к формату спикизи, которые успешно конкурируют с заведениями старой формации, к которым привыкли кемеровчане.


10. Сферу IT в Кемерове сложно назвать здоровой: большинство независимых проектов, которые появляются в основном благодаря студентам, поглощает крупная компания GoodLine.


11. Сегмент культуры в целом развит довольно сильно в сравнении с другими составляющими городского контекста. Можно надеяться, что это подстегнет развитие городских медиа, потому что пока они сосредоточены на общественно-политической жизни города и области.
12. Красноярск отличается заметной социальной активностью граждан, как политической, так и — даже в большей степени — экологической. Последняя связана с сильным загрязнением города.


13. Одно из активно развивающихся направлений культуры и образования, что является скорее исключением для сибирских городов — кинематограф.


14. Городская среда тесно связана с природными богатствами Красноярска, активное развитие общественных пространств в городе «подтолкнула» Универсиада-2019.


15. Креативные индустрии Красноярска развиваются довольно равномерно.


16. Из проектов в сфере культуры наиболее интересны музейный центр «Площадь Мира», галерея «Отдел» и арт-маркет «Пушка», специализирующиеся на современном искусстве. В последние годы в городе сформировалась активная фестивальная культура, а также развивается стрит-арт.
17. В 2015-2016 годах в городе отмечался всплеск низовых инициатив и формирования центров притяжения активных горожан. Например, в этот период запустились кофейни Skuratov Coffee, ставшие брендом, известным за пределами города. Со временем в Омске появились и институциональные структуры, которые продолжают дело активистов и усиливают конкурентоспособность города.


18. Нынешний контекст Омска также формируется в первую очередь благодаря горожанам: они создают социальные проекты, а крупные компании и фонды помогают активистам недостающими ресурсами.


19. Однако для креативной среды Омска характерны проблемы, с которыми сталкивается большинство сибирских городов: господство промышленности, парализующее рост альтернативных секторов экономики, отсутствие подходящих условий для формирования креативных специалистов и атмосфера стагнации, связанная с консерватизмом государственных институтов.


20. Образование в городе имеет в основном техническую специализацию. Из креативных специальностей наиболее выделяется дизайн, представленный Омской школой дизайна. Пользуются популярностью независимые образовательные проекты и лектории.


21. Культурная сфера Омска представлена преимущественно государственными институтами, однако в городе постоянно появляются новые независимые коллективы — творческие объединения и культурные пространства.


22. Город живет насыщенной фестивальной жизнью, однако площадок для проведения мероприятий не хватает.


23. Взаимодействие городских властей с креативными проектами и предпринимателями в Омске не имеет системного характера и основано преимущественно на информационной поддержке.


24. Креативные проекты Омска имеют ряд характерных черт, одна из которых — стремление к созданию сообществ. Так, в городе довольно сильное комьюнити дизайнеров. IT-проекты создают комьюнити за счет образовательных мероприятий и некоммерческих проектов. Омский общепит имеют тенденцию к превращению в полноценные «третьи места» для горожан. Большинство баров сконцентрировано вокруг улицы Ленина, благодаря чему конкуренция в этой сфере также сменяется созданием комьюнити.
25. На первый взгляд, в Томске уже создана базовая инфраструктура, необходимая для активного развития креативной экономики. Однако темпы развития креативного сектора все еще нельзя назвать впечатляющими, учитывая огромный человеческий капитал этого студенческого города.


26. У города богатая история. Это сказывается, в том числе, и на социальной активности: сохранение культурного наследия является одним из приоритетных ее направлений.


27. Университеты становятся культурными центрами Томска: на их базе открываются галереи современного искусства, проходят выставки и иные события.


28. Развитие городской среды — острая проблема Томска из-за необходимости учитывать сохранение архитектурного наследия, но при этом отвечать запросам горожан на комфортное окружение. Властям города найти этот баланс пока не удается, что вызывает недовольство жителей.


29. Благодаря Сибирской школе дизайна и проекту FashionLab в городе развивается fashion-индустрия.


30. IT-сектор построен преимущественно вокруг одного университета — ТУСУРа — и его бизнес-инкубатора. При этом IT-компании зачастую получают национальное признание и работают на экспорт.


31. В Томске популярны фестивали, связанные с культурой: Street Vision, «мУкА. Склады искусства» и «СНеЖИ».


32. Медиасреда развивается активно благодаря сильной школе журналистики.
33. Благодаря объемам поступления в бюджет средств из нефтегазового сектора, а также активному локальному сообществу среда города становится все более комфортной. Горожане воспринимают Тюмень не как промежуточную точку на своем жизненном пути, а как пространство взаимного развития.


34. Тюмень обладает развитой инфраструктурой, низким уровнем безработицы и стабильным ростом числа жителей.


35. Активизм поддерживается представителями местных властей и отдельными субъектами — как окологосударственными, так и частными.


36. Университеты Тюмени выходят за пределы традиционной образовательной функции, открывая двери городским сообществам, организуя открытые просветительские мероприятия и формируя новые коммуникационные площадки.


37. Большая часть проектов в сфере IT связана с нефтегазовым сектором или кибербезопасностью.
38. Югра занимает первое место среди субъектов РФ по добыче нефти и производству электроэнергии. Однако столица региона ощутимо отличается от многих других северных городов: здесь нет нефтяной и газовой промышленности, зато наблюдается сосредоточение административных структур.


39. Подавляющее большинство жителей города заняты в сфере услуг: в образовании и здравоохранении, а также государственном и муниципальном управлении.


40. Число жителей Ханты-Мансийска за последние 15 лет увеличилось в два раза.


41. Смело можно говорить о благоприятном экологическом статусе города, удобстве для жизни благодаря пешей доступности районов и благоустройству.


42. В настоящее время в регионе зарегистрировано 3,5 тысячи предприятий, чья деятельность относится к сфере креативных индустрий.


43. Среди проблем сектора — недостаточный уровень компетенций и образования, высокие издержки на аренду и содержание офисов и производственных помещений, а также низкое качество информационной среды.


44. Сфера культуры города в основном представлена муниципальными музеями, театрами, библиотеками и домами культуры. Культурная повестка остается скорее консервативной.


45. В городе не так много локальных дизайн-брендов.


46. Несмотря на высокую цифровизацию городской инфраструктуры, здесь почти отсутствуют компании-разработчики, поэтому заказы горожан и властей реализуют компании из других регионов.


47. Активно развивается стрит-арт, в том числе благодаря мероприятиям «Стенограффии», а также работе творческой мастерской «Фотодекор Klipak», создающей арт-объекты на улицах города.


48. При высокой насыщенности культурной жизни, слабо развита система информирования. Редкие локальные медиа представлены несколькими сообществами во «ВКонтакте» и аккаунтами в Instagram.
49. Структура потребностей предпринимателей Сибири раскладывается на три группы — потребности личного самоутверждения, потребности творческой самореализации и потребности социальной принадлежности.


50. По данным социологического опроса среди предпринимателей из шести городов, в целом видно, что они неисправимые идеалисты: прежде всего ими движет желание изменить мир к лучшему. Предприниматели Томска и Омска больше других ориентированы на улучшение мира. Кемеровских предпринимателей больше всего мотивирует повышение качества товаров и услуг, хотя по всей совокупности рейтинг этого мотива низок. Саморазвитие оказалось главным мотивом для предпринимателей Ханты-Мансийска. Создание сообществ как мотив для креативной деятельности важнее всего в Красноярске, Омске и Тюмени. Заработок как мотив важнее всего в Омске, хотя в целом имеет самые низкие показатели по совокупности результатов опроса.


51. Авторы сибирских креативных проектов в сфере искусства говорят о желании создавать выставочные и информационные площадки для «таких, как они». Это связано как с компенсацией собственных нереализованных творческих амбиций за счет помощи другим, так и с небольшим количеством площадок для реализации художников и музыкантов.


52. Ценности креативных предпринимателей Сибири можно разделить на три группы — командные, профессиональные и средовые — связанные со средой.


53. Данные опроса показывают, что для предпринимателей всех исследуемых городов лидирующие ценности — это саморазвитие и свобода. При этом в Красноярске, Томске и Тюмени в приоритете оказалась свобода, в Омске — саморазвитие, в Кемерове эти две ценности делят первое место, а в Ханты-Мансийске саморазвитие и свобода занимают второе и третье места. Третья по значимости ценность во всех городах — общественное благо; исключением стал Ханты-Мансийск, в котором эта ценность на первом месте. Для Томска более значимым, чем для других городов, оказалось признание, а для Ханты-Мансийска — деньги.


54. Креативными предпринимателями в Сибири становятся люди гуманитарных и технических специальностей, которые почти всегда приходят в креативные индустрии из других областей, а их образование чаще всего не соответствует текущей деятельности.


55. Социологический опрос сибирских предпринимателей показал, что среди основных эффектов, которые их проекты оказывают на город, они выделяют продвижение определенной культуры и стиля жизни и формирование сообществ вокруг проектов. Оценка других эффектов сильно варьируется по городам. Ханты-Мансийск отличается тем, что здесь гораздо меньше, чем в других городах, считают важным влияние на формирование сообществ и повышение уровня образованности, но гораздо чаще отмечают то, что креативные проекты улучшают городскую среду. В Красноярске, Томске, Тюмени и Ханты-Мансийске предприниматели назвали наиболее значимым эффектом продвижение культуры и стиля жизни. В Кемерове и Омске — формирование сообществ. Это можно объяснить тем, что в Кемерове, как показывают глубинные интервью с предпринимателями, болевой точкой города является отсутствие профессиональных тусовок, а в Омске креативное и активистское сообщества, напротив, очень сильны. Предприниматели Кемерова больше, чем в других городах, считают значимым такой результат своей деятельности, как изменение структуры занятости. В Томске больше отмечают важность креативных проектов как локальных лидеров мнений.


56. В сибирских городах, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, креативные предприниматели ощущают себя в очень узком сегменте рынка: здесь порой сложно найти заказчика, а здоровая конкуренция с другим бизнесом отсутствует.


57. В локальном контексте масштабы и бюджеты креативных проектов ограничены, что, в свою очередь, ограничивает и качество разрабатываемых креативных продуктов.


58. В некоторых сибирских городах администрация сама выступает заказчиком проектов на коммерческой основе. Представители креативных индустрий в сферах IT, event-индустрии и дизайна говорят об успешном опыте такого сотрудничества: создании порталов, проведении форумов или пошива брендированной одежды по заказу администрации города. Особенно это свойственно для креативных проектов Ханты-Мансийска.


59. Креативные проекты, деятельность которых связана с созданием культурного или дизайн-кода, опираются на аутентичность Сибири. Локальные наречия, топонимы, мифы и легенды, орнаменты и образы воплощаются в дизайне одежды, сувенирной продукции, украшениях и произведениях искусства.


60. Личностные навыки сибирских предпринимателей максимально разнообразны, но при этом их набор достаточно однороден во всех креативных индустриях.


61. Взаимодействие с администрациями городов устанавливается на уровне личных отношений, используется для доступа к полезной информации и иным специфическим ресурсам, например, помещениям в городской собственности. В городах с развитой системой грантовой поддержки в сфере культуры креативные предприниматели активно пользуются этим ресурсом на старте. В городах с сильными местными сообществами креативные предприниматели опираются на них как на первоочередных потребителей своих проектов.
62. Зрелые проекты в различных сегментах обладают уже упакованными лекциями, курсами и практикумами, которые они могли бы предлагать начинающим специалистам. Выдача креативным предпринимателям на конкурсной основе микрогрантов для проведения образовательных мероприятий может простимулировать распространение знаний по принципу «равный равному».


63. Недоверие креативных предпринимателей официальным учреждениям образования и практически повсеместная радикальная смена деятельности после получения диплома свидетельствует о том, что государственным вузам важна «прививка» практики. Перспективным направлением работы можно назвать развитие коллабораций между креативным бизнесом и вузами, например, в формате лекций от приглашенных спикеров и практики для студентов в креативных проектах.


64. Исследование показывает, что сибирские предприниматели стремятся организовать собственное место в городе, где креативная аудитория могла бы встречаться с их продуктом. На данный момент предприниматели находят площадки самостоятельно, зачастую используя те места, которые есть у их знакомых и друзей. Дополнительное информирование о подходящих площадках, которые сдаются в аренду, — например, через создание специальной онлайн-платформы, — могло бы стать подспорьем для предпринимателей.


65. Расширение возможностей для участия креативных предпринимателей в разработке официальных информационных кампаний города и концепций дизайна среды могло бы способствовать ее улучшению и при этом усиливать сопричастность креативных специалистов городу.


66. Для креативных предпринимателей важен содержательный досуг: они не только производят культурный продукт, но и активно его потребляют. Развитие интересных форматов эдьютейнмента на базе государственных учреждений культуры может частично закрыть эту потребность. Опыт предпринимателей Красноярска и Кемерова демонстрирует потенциал частных книжных магазинов, поп-ап-маркетов и фестивалей современного искусства, современных библиотечных пространств как мест притяжения для творческих профессионалов и креативной аудитории.