Скажи что-нибудь по-сибирски: Киносибирь

«Голливуд за Каменкой» времен НЭПа


В 1924 году в Новосибирске, а тогда Новониколаевске, сняли первый сибирский игровой фильм — «Красный газ», посвященный событиям гражданской войны. В фильме, снятом в стилистике документального кино, кроме профессиональных актеров снимались участники партизанского движения в Сибири, а съемки проводились на местах боев с отрядами Колчака. Монтировать картину режиссеру, решившему экранизировать никому не известного по тем временам сибирского писателя Владимира Зазубрина и участника описываемых в фильме событий, помогал Сергей Эйзенштейн (лента монтировалась в московской студии). Во время съемок фильма местная пресса писала: «Постановкой картины "Красный газ" советская Сибирь впервые делает опыт налаживания собственного кинопроизводства».
Московские студии были заняты собственным кинопроизводством и сбором денег от проката фильмов в разных городах Союза. Тем не менее, документировать развитие и историю региона при помощи кино, одного из «могущественнейших средств коммунистического просвещения и агитации», было нужно. Так появилась первая полноценная киностудия в Сибири — акционерное общество «Киносибирь», которую в шутку называли «Голливудом за Каменкой». Несмотря на то, что общество просуществовало всего три года, за это время был сняты десятки кинофильмов, связанных с жизнью и проблемами Сибири, а также появились видеожурналы «В помощь земледельцу», «Киносибирь», «Сибирский киноальманах» и «Сибирь на экране».

Интересный факт: согласно «Сибирской Советской энциклопедии», кино в Сибири появилось одновременно с появлением его в Европейской России. Киноаппараты, впервые показанные представителями французской фирмы братьев Люмьер на Всемирной Нижегородской выставке в 1896 году, одновременно приобретаются в Ростов-на-Дону Рихардом Штремером и в Новониколаевск Федотом Махотиным, владельцем одного из местных кинотеатров, который позже начал снимать собственные документалки и показывать их в своем кинотеатре. Постепенно количество кинотеатров в Сибири росло, параллельно с этим рос и интерес к киносъемке на местах — любители и профессионалы, нанятые кинопрокаточными конторами, снимали виды сибирских городов, их окрестности и наиболее значительные события местной жизни.

С началом Первой мировой войны импорт пленки в Сибирь прекратился, а вместе с ним и пошло на спад кинолюбительское движение. После установления советской власти на территории Сибири при губернских отделах народного образования организуются губернские секции «Фотокино», которые прибирают к рукам все имущество, так или иначе связанное с кинематографом. В 1920 году их сменил «Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета» — два года он пытался упорядочить прокат и распределить имеющиеся в наличии фильмы по городам. Потом и его сменил «Сибирский областной фотокинокомбинат», который заведовал и прокатом, и эксплуатацией кинотеатров, и организацией кинопроизводства. В ноябре 1922 года Совет народных комиссаров организует «Госкино», и «Сибфотокинокомбинат» становится его Сибирским отделением.

Потом в чехарде организационных реформ было образовано «Совкино», к которому перешло Сибирское отделение «Госкино». Но у управления «Совкино» была лишь одна главная задача — собрать как можно больше денег за прокат присылаемых из центра фильмов и отправить их в Москву — на развитие кинопроизводства прежде всего там. В то время многие города Сибири уже пытались самостоятельно снимать небольшие фильмы, преимущественно рекламные. Но масштабы требовались другие — на пленку нужно было зафиксировать для истории и современности быстрый рост промышленности, строительство железных дорог и развитие сельского хозяйства. Газеты тех лет писали: «Глаз объектива киноаппарата и рука кинооператора не должны отставать от общего темпа роста».

Вдохновившись успешными съемками «Красного газа», а потом и «Избушки на байкале» в Новониколаевске, бюро Сибкрайкома 5 сентября 1926 года решило основать акционерное общество «Киносибирь». Руководство придавало киноиндустрии огромное значение, так как большое число жителей Сибири не умело писать и читать, из-за чего традиционные методы пропаганды и образования оказывались неэффективными.

«Киносибирь» начала работу 1 ноября 1926 года. Пайщиками акционерного общества стали 10 организаций Сибирского края (Крайисполком, Крайсельхозкредит, Крайпроф, Краймолоко и так далее). Выбранный тип организации позволил «Киносибири» управлять заработанными средствами самостоятельно, главным принципом студии провозгласили «деньги от кино на развитие кино». Контору «Киносибири» разместили в новосибирском Доме госучреждений.

Герои фильма «Красный газ»
«Деньги от кино на развитие кино»

Фото со съемок фильма «Избушка на Байкале»

Рецензия на фильм «Избушка на Байкале»
Кадр из фильма «Избушка на Байкале»
Кадр из фильма «Избушка на Байкале»

Для работы пригласили опытных сотрудников: коммерческий и производственный отделы возглавили бывший владелец омского кинотеатра «Гигант» Абрам Каплун и столичный режиссер и прокатчик Яков Задорожный, отбывавший административную ссылку в Сибири. Также среди приглашенных специалистов «Киносибири» — Евгений Славинский, один из первых русских кинооператоров, еще в 1908 году снявший фильм о плавании ледокола «Ермак», Мануэль Большинцов, сценарист и режиссер ялтинской кинофабрики. «Киносибирь» создавала в городах новые и восстанавливала старые кинотеатры, организовывала передвижное кино для деревень, проводила курсы киномехаников, развернула сеть магазинов и ремонтных мастерских фото- и кинотоваров. За трехлетний период работы по управлением «Киносибири» сеть кинотеатров увеличилась троекратно.

Одними из первых релизов «Киносибири» стали две совместные работы Якова Задорожного и Павла Своркова: «На переломе» (об изменении деревенской жизни после революции) и «Золотое дно» (о сибирском маслоделии), которые были с восторгом приняты в местных кинотеатрах и получили положительные отзывы в центральных газетах. Сейчас о художественном уровне фильмов «Киносибири» судить сложно, так как из всех работ студии сохранились лишь единицы. Но по отзывам и рецензиям в газетах и журналах того времени они были не хуже, чем фильмы снятые центральными студиями.

Кинооператор «Киносибири» Евгений Славинский

Фото-киномагазин «Киносибири» в Барнауле

Здание кинокопировальной фабрики в клубе завода «Металлист» на улице Добролюбова
Здание кинотеатра «Пролеткино» (сейчас «Победа»), тогда находящегося в ведении «Киносибири»

Прибыль от первых фильмов использовали для расширения киносъемочного процесса — летом 1928 года одновременно действуют семь съемочных групп, также совершенствуется производственная база. Из небольшой лаборатории в подвале кинотеатра «Пролеткино» компания переезжает на улицу Добролюбова в реконструированное клубное здание завода «Металлист» с цехом обработки пленки и монтажными комнатами, здесь же строят съемочный павильон.

Кроме того, «Киносибирь» наладила выпуск самой разной кинематографической продукции. Кинопериодики — выходили журналы «В помощь земледельцу» (4 выпуска), «Киносибирь» (4 выпуска), «Сибирский альманах» (2 выпуска), где освещали промышленные достижения, развитие Кузбасса, короткометражных фильмов («Автопробег», «Пермская на маневрах», «Женский лагерь Осовиахима»), пропагандистских и научно-популярных работ («Как делают мыло», «О чем мычит корова», «Великий Северный морской путь», «Самоеды полуострова Ямал»). Также «Киносибирь» пробовала силы в мультипликации («Первый день Братишкина») и художественном кино — в 1929 году вышли картины «Конец Журавлихи», «Тунгус с Хэнычара» и «Огненный рейс». Меньше чем за три года студия выпустила свыше 40 кинолент, треть из которых — полнометражные.

Кадры из фильма «Тунгус с Хэнычара»
Кадры из киножурнала «Сибирь на экране»
Кадры из киножурнала «Сибирь на экране»

В конце 1929-го «Киносибирь» сливается с государственной организацией «Совкино». Теперь это «Сибирская фабрика Совкино». Но вскоре Москва диктует свои правила: выпуск художественных фильмов прекратить, сосредоточиться на производстве культур-фильмов, не замыкаться на местной тематике и выпускать короткометражки. Приказы надо выполнять. Фильмы стали снимать технико-пропагандистские и инструктивно-учебные. А у фабрики появилось новое название — «Сибтехфильм». После войны по инициативе Сталина «Сибтехфильм» переводят в Свердловск, чтобы создать там свою киностудию; так в Новосибирске из всего великолепия «Голливуда за Камненкой» осталась только студия кинохроники.